Небольшой обучающий проект
Стек:
- Java 17
- Spring Boot
- Spring Data JDBC
- Test containers & Spring boot test
Архитектурные требования:
- Используется DDD
- В доменной модели запрещено использование Getter-ов и Setter-ов.
Вопросы по выбранным решениям:
Почему не JPA?
hibernate плохо подходит для проектов с DDD архитектурой, я уже молчу о производительности решения.
Почему мапперы пишутся руками, а не используется orika или mapstruts?
Во-первых хотел, показать, что мапперы писать не так страшно,
Во-вторых, на реальных проектах было принято решение отказаться от библиотек маппинга, так как вреда от них больше чем пользы. Польза это - немного экономии времени в преобразовании DTO <-> модель. Вред - это любая нестандартная ситуация решается достаточно сложно, а значит требует более высокого скила разработчика. Проще написать ручной маппинг. Это потом упростит поддержку продукта.
Почему нет lombok-а? Это же пример лучших решений
На мой скромный взгляд, от lombok больше вреда чем пользы. Он даже хуже, чем автоматические мапперы, т.к.:
- он откровенно кривое с точки зрения проектирования решение
- он провоцирует писать бизнесовую логику где придется, получая необходимые данные из getter-ов (lombok1)
- он провоцирует менять доменную модель откуда вздумается и как вздумается при помощи setter-ов (lombok2)
- сгенеренные builder-ы становятся тупыми, а могли бы быть чуть удобней
- он конфликтует с spring data jdbc в плане создания объектов из-за конструкторов
- ….
Пункты (lombok1), (lombok2) не совместимы с выбранным DDD подходом. Казалось бы, вот нет Lombok - можно сгенерить get-ы и set-ы руками и пользоваться ими так же. Однако наличие такой библиотеки в стеке именно что провоцирует к такому стилю программирования. При этом, на некоторых моих проектах Lombok есть, я так же с удовольствием пользуюсь некоторыми его фишками, но осмысленно, так где можно это сделать
(Честно говоря, очень надоело рубить на ревью неосмысленное использование lombok).
Ихмо, наличие lombok уже не так важно, т.к. в java есть record-ы и можно писать локаничный код уже стандартными средствами языка.
Если всё же lombok - давайте порисуем наши варианты использования
Lombok - взвесить все за и против.
Когда я впервые увидел - lombok, у меня возникло, дикое сопротивление. Было очевидное ощущение, что что-то не так. Я думаю, у многих консервативных разработчик возникло такое же ощущение. Однако, lombok популярен. Люди его любят, люди его используют. А значит, есть и будут появляться проекты с ним. А значит нам с этим всем придется как-то жить.
Мои личние претензии к lombok
Кратко, без воды: 1. провоцирует менять доменную модель откуда вздумается и как вздумается при помощи setter-ов 2. провоцирует писать бизнесовую логику где придется, получая необходимые данные из getter-ов 3. сгенеренные builder-ы становятся тупыми, а могли бы быть чуть удобней 4. он конфликтует с spring data jdbc в плане создания объектов из-за конструкторов 5. есть проблемы с иерархией наследования 6. откровенно не красивый код с ёлками из аннотаций в начале класса 7. есть недочеты в API. например, аннотация Builder на классе, которая автоматом создает конструктор. Вот ни разу не ожидаешь подвоха. 8. слабая поддержка в плагине(даже на момент сейчас у меня к плагину есть вопросы по навигации, я уже молчу про времена, пару лет назад, когда выходила новая IDEA, и плагин ломался).
Как мы его готовим - best practics
- Аннотация @Setter - запрещена. Существует антипаттерн - цепочка setter-ов. Для изменения данных в объекте пиши свой метод. Описывай его бизнес смысл в имени метода и в javaDoc. Фиксируй логику метода в тестах. Проверяй состояние сущности в методе. И так далее …
- Аннотации @Data/@Value - запрещены. В java есть record - его достаточно.
- Аннотация @Getter - разрешена только на поле, на классе нельзя. Это попытка уйти от размазывания логики работы с данными в 100-500 сервисах. Начнем с того, что это не ОПП, когда чужой класс начинает лезть в модель и разбираться в её структуре. Лучше сделать метод, который вернет необходимые данные этому чужому классу-сервису. Этот метод можно покрыть тестами и тем самым улучшить весь проект, который будет адекватно реагировать на снижение качества данных.
- Аннотация @Builder - можно на record, нельзя на класс, но можно на конструктор
Выше уже писал, что аннотация @Builder - на классе (если это конечно, не record - там по-другому никак), не самое лучше решение с точки зрения API lombok. Потому что оно порождает конструктор со всеми параметрами не явно, чего не ожидаешь совсем. Однако, возможность вещать @Builder на конструктор - оказывается приятным синтаксическим сахаром. Почему нет.
На модельке с данными(чаще это доменная модель) возможно несколько конструкторов:
- конструктор со всеми полями для работы ORM
- специальные конструкторы для специальных задач, например, создание по-умолчанию, копирование, копирование из другой сущности и так далее На все эти конструкторы мы в коде навешиваем аннотацию Builder, но с говорящим названием метода builder-а.
Например, builder для тестов мы назовем testEntity в надежде, что никто в продакшен коде не напишет код вида Task.testEntity().field1(...).field2(...).build()
тут проще пояснить примером:
import java.util.UUID;
/**
* Пример модели-задачи для демонстрации работы с конструторами в условиях lombok
*/
public class Task {
// .....
// для того, чтобы Spring Data Jdbc - создал сущность в условиях нескольких конструкторов (для других ORM можно найти аналог)
@PersistenceConstructor
// builder для тестов. расчет на то, что в продакшен коде писать Task.testEntity
@Builder(builderMethodName = "testEntity", builderClassName = "TaskTestBuilder")
public Task(UUID id, int version/* ... */) {
this.id = id;
this.version = version;
// ...
}
/**
* Создание задачи
* @param name Описание задачи
* @param generator Генератор номеров задач
*/
@Builder(builderMethodName = "create", builderClassName = "TaskCreateBuilder")
public Task(String name, NumberGenerator generator) {
this.id = UUID.randomUUID();
// ...
}
/**
* Копирующий конструктор
* @param source Источник данных
* @param generator Генератор номеров задач
*/
@Builder(builderMethodName = "copy", builderClassName = "TaskCopyBuilder")
public Task(Task source, NumberGenerator generator) {
this.id = UUID.randomUUID();
this.version = version;
// ...
}
}
В указанном примере рассматривается некая модель “задача”. У нее есть бизнес смысл. Логика работы. Как видно из примера, эти конструкторы чуть умнее, они не просто принимают поля, но и функции, из которых при необходимости могут достать какие-то специфичные данные. За функциями соответственно скрываются сервисы. Видится, что такой подход более успешен, чем отдельный класс-фабрика, либо метод в сервисе, где вызывается такой же builder, только с чистыми данными. В общем, получается компактно и сильно меньше кода.
И сразу поругаю lombok Builder, прописывать каждый раз builderClassName - напрягает, хотелось бы его каждый раз не писать.
- Выключаю префиксы в getter-ах. На самом деле - это чистая эстетика. Но если в record-ах на получение данных отошли от префикса get, давайте и в других местах делать так же.
# выключить префиксы у get/set
lombok.accessors.fluent = true
- Аккуратно используем @RequiredArgsConstructor Нужно следить за количеством final полей в классе и не допускать слишком большого количества. Раньше, если полей в конструкторе становилось слишком много - это сразу триггер, что делается что-то не так. Данная функциональность с одной стороны убирает необходимость генерить тупой код, с другой стороны уходит важный триггер. Но разработчики ленивы, поэтому - мы используем эту аннотацию.
- @NonNull - выключить NPE
# выкидывать осознано NPE кажется не лучшей затеей, чаще ожидаешь какой-то неожиданности в синтаксисе или что-то в этом роде
lombok.nonNull.exceptionType = IllegalArgumentException
Остальные возможности lombok не столь деструктивны при их активном использовании. Lombok - та ещё задумка. Особенно меня пугает код от начинающих разработчиков, которые ещё не достаточно окрепли в системном мышлении. Будь моя воля, я бы и дальше генерил код в IDEA вместо использования lombok и проблемы, однако я не один на проекте. Поэтому мы сейчас живем так, как я описал выше, т.е. в некоторой системе правил, которая не позволяет разработчикам сильно запутать проект.
Описание
Обучающий проект - чтобы показать лучшие практики разработки.