README.md

Сборник задач по физической химии для медиков

Предисловие для составителей


Предлагаемый обновлённый задачник подготовлен в связи с разделением ранее единого курса физической химии на отдельные потоки для специальностей: химия, биология, лечебное дело. Несмотря на общность основных целей изучения физической химии, у трёх потоков довольно значительно различается количество учебных часов, что вынужденно приводит к некоторым различиям в программе обучения, как с точки зрения тематической наполненности, так и с точки зрения акцентов. Тем не менее, базовым остаётся принцип обучения фундаментальным основам химии и химических процессов с точки зрения физической химии. Опыт преподавательской деятельности для медиков показывает, однако, что необходимость изучения фундаментальных принципов обязательно должна быть подкреплена практико-ориентированными вопросами и задачами, связанными с основной специальностью. Именно это обстоятельство побудило составителей пересмотреть ранее изданные сборники задач и подготовить новый сборник, более отвечающих требованиям и стилю преподавания для студентов-медиков. За основу взят задачник, изданный большим авторским коллективом в 2020 г. (так называемый «зелёный задачник»), который является в настоящий момент основным задачником для всех трёх потоков.

В основе разработки данного задачника лежат следующие принципы:

  • Зелёный задачник избыточный

В зелёном задачнике слишком большое количество задач для медиков. Многие задачи являются однотипными. Также недостаточная степень разбивки параграфов на темы и подтемы, чтобы студентам-медикам было проще ориентироваться, в том числе находить необходимый теоретический материал в лекциях и учебниках.

  • Задачи, ориентированные на медиков

В зелёном задачнике практически отсутствуют задачи, ориентированные на студентов-медиков, большинство задач сугубо химические. Студентам же уже с младших курсов необходимо видеть, иметь представление, что получаемые фундаментальные знания могут быть полезны для их основной профессии, такой подход повышает мотивацию при изучении курса.

  • Краткие теоретические сведения

Задачник не должен содержать краткие теоретические сведения. Теоретический материал излагается на обязательных к посещению лекциях и в учебниках. Наличие кратких теоретических сведений даёт студентам повод думать, что этот минимум является достаточным для получения положительной оценки за курс. Однако, краткие теоретические сведения настолько краткие, что не позволяют сформировать правильные представления об изучаемом курсе и его роли для изучения других дисциплин.

  • Справочный материал

Удобно, если в задачнике для медиков будет справочный материал. Студентам-медикам, по большому счёту, не сильно требуется разбираться в устройстве химических справочников (пусть даже и рекомендуемого краткого справочника) со множеством различных данных и таблиц, из которых они будут использовать только 3–4. Проще и выгоднее (с учётом небольшого времени для практических занятий) включить эти таблицы непосредственно в задачник.

  • Унификация обозначений

Необходимо привести к единому стандарту используемые химические и физические обозначения. В предыдущей версии нередко от параграфа к параграфу или даже от задачи к задаче менялось начертание, стиль написания различных химическим и физических переменных, стрелок, уравнений реакций, агрегатных состояний, единиц измерения и т.п. В настоящий версии мы стремились максимально следовать рекомендованным стандартам IUPAC при использовании химических и физических обозначений. Среди наиболее важных:

  • переменные, обозначающие физические величины, записаны курсивом; буквы, обозначающие химические вещества, записаны прямым шрифтом;

  • агрегатные состояния веществ указываются после формулы вещества в скобках без использования нижнего индекса и точек: H2O (тв), H2O (ж), H2O (г);

  • единицы измерений записываются в виде дроби;

  • стандартное состояние обозначается привычным нам «кружочком» в правом верхнем индексе против рекомендуемого IUPAC обозначения с помощью перечёркнутого кружочка или часто используемого символа «0».

В начале задачника приводится исчерпывающий список всех используемых обозначений, разбитый по параграфам для удобства использования студентами.

  • LATEX

    Настоящий задачник подготовлен в системе LATEX, что приводит не только к существенно улучшенной типографики формул и обозначений, но и позволяет достаточно легко получать задачник в различной компоновке (с ответами сразу после задач, с отдельным блоком ответов, добавлять комментарии, подробные решения и т.п.). Например, можно изменением всего одной строки создать версию для преподавателей, в которой ответ на задачу приводится сразу после задачи. Можно легко ссылаться на любую задачу, в том числе из других документов (например, планов занятий); при этом при изменении порядка и количества задач ссылки не «поплывут», но аккуратно заменятся на новые.

    Подход LATEX позволяет легко изменять обозначения и стиль написания единиц измерения, номеров задач и т.п. сразу по всему тексту. Например, в рабочей версии указаны номера задач по зелёному задачнику (для удобства), которые при подаче в редакцию будут одномоментно удалены путём комментирования всего лишь одной строки.

Так, для удобства перехода преподавателей на новую версию задачника и сохранения планов занятий, упрощения подготовки в преподавательской версии задачнике приводится «двойная» нумерация. Полужирным шрифтом чёрного цвета записаны новые номера задач, которые приведены в учебном плане. Зелёным цветом обозначены номера этих же задач по зелёному задачнику. Однако текст задачи может несколько отличаться (быть раширен, сокращён, изменены формулировки), поскольку подвергся редактированию. Конечно, в окончательной студенческой версии задачник не будет содержать цветных номеров, а ответы будут собраны в конце задачника в отдельный раздел.

LATEX-версия задачника свободно размещена на платформе Gitflic. Замечания и предложения нужно отправлять посредством тикетов на Gitflic или по электронной почте [k.kovalenko@g.nsu.ru](k.kovalenko@g.nsu.ru?subject=Задачник для медиков “Направить замечания и предложения по электронной почте”).

Описание

Обновлённый сборник задач, ориентированный на обучение студентов-медиков ИМПЗ НГУ.

Конвейеры
0 успешных
0 с ошибкой